Спустя 2,5 недели после начала проката, по состоянию на 21 апреля, общемировой заработок новой картины DC Films и Warner Bros под названием "Шазам!", снятой режиссёром Дэвидом Ф. Сандбергом, превысил отметку в 300 миллионов долларов – и составил $ 322,84 млн. На домашнем рынке сборы кинокомикса равняются $ 121,34 млн (37,6% от всех сборов), а за пределами Северной Америки$ 201,50 млн (62,4%).


Обновлено (11 августа)

Итоговые сборы картины составили $ 364,47 млн.


Несмотря на хорошие зрительские оценки и отличные рецензии критиков, фильм о малоизвестном персонаже комиксов издательства DC в третьи выходные со старта кинотеатрального релиза не сумел пополнить свою кассу до 400 миллионов, как ожидалось ранее (за неделю до выхода). Многие могут подумать, что проект настигнул кассовый провал. Так ли это?

71
Metacritic
52 рецензии
90
Rotten Tomatoes
342 рецензии
7,6
IMDb
74 тыс. оценок
7
КиноПоиск
29 тыс. оценок

Обновленный прогноз относительно финальных сборов "Шазама" составляет $ 380+/- млн.

Кассовым провалом является коммерческий неуспех, прямой убыток или недостижение ожидаемых экономических результатов от финансовых вложений в какой-либо творческий проект. Зачастую, картине нужно собрать как минимум в два-три раза больше, чтобы окупиться (в 2 раза – на рынке США или 3 – по всему миру при 35-40% кассовых сборов в Штатах), так как бюджет, который указан в интернете раскрывает не полную картину. Помимо производственных затрат (они же и известны зрителям), существуют расходы на маркетинг (которые можно узнать из годовых отчётов киностудий). Как правило, маркетинговый бюджет составляет 40-100% от производственного. Именно поэтому заработанная сумма должна превышать показатели издержек. Чтобы подробнее разобраться в теме финансового успеха кинолент, предлагаем прочесть нашу статью о прибыльности фильмов.

В таблице ниже мы решили показать соотношения сборов картин расширенной вселенной DC, сопоставляя их с производственными бюджетами. Учитывая, что с кинотеатрального проката в Северной Америке студии получают около 50% прибыли с продажи билетов, а в мире данный показатель усреднённо равняется 15-25%, можно определить предположительный коэффициент окупаемости проекта (КОП). Он располагается в диапазоне от 1,4 до 2 для рынка США и Канады, от 4 до 4,7 – для мировых сборов, от 2,7 до 3,3 – для общемировых. Хотим заметить, что показатель родного рынка самый важный, так как именно он является основным для любого из американских продуктов.

Таким образом, если кинолента смогла превысить лимит, можно утверждать, что она лишь окупилась, а вот в ситуации, когда коэффициент больше хотя бы на множитель 0,5 – можно уже утверждать, что создатели начали зарабатывать на своём произведении.

Разберём на простом примере. Картина имеет производственный бюджет в размере 200 миллионов долларов, а её сборы по всему миру равны $ 800 млн. На родной рынок пришлось $ 300 млн заработка, на иностранный – 500. Собственно, соотношения сборов относительно бюджета будут такими: 4 – общемировые, 1,5 – домашний рынок, 2,5 – зарубежный. Исходя из нашего коэффициента окупаемости можно утверждать, что кинолента как минимум окупилась, хотя бы в нижнем диапазоне (это в том, где маркетинговый бюджет составляет 40% от производственного). Поэтому оставшиеся деньги идут ей лишь в плюс. Если же фильм не добирает на родном рынке, то нужно смотреть на мировые и общемировые сборы.

То есть, в случае недобора на локальном маркете, проект должен иметь КОП не ниже 2,7–3,3 в общемировом прокате, чтобы попросту окупиться. В таблице ниже вы можете увидеть, что несмотря на свои сборы в размере $ 657,92 млн "Лига справедливости" не смогла выйти на порог окупаемости, ведь затраты на проект оказались ошеломляющими, а заработок не смог их полностью покрыть. Итог – кассовый провал.

В свою очередь "Аквамен" окупился в США. Заметьте, просто окупился, а не заработал сверху (то есть принёс прибыль). Вот только данное утверждение работает для американских сборов. Если же учитывать сборы по всему миру, то именно эти деньги пошли в копилку чистой прибыли картины о Короле морей и океанов. Собственно, сольник об Артуре Карри оказался успешным, а студия захотела сделать сиквел.

Похожая судьба, хоть и более скромная сложилась у "Шазама". Несмотря на самый маленький заработок среди всех релизов DCEU, в производство и маркетинг фильма было вложено сравнимо меньше денег, и по совокупности данных факторов такие сборы проекта являются устраивающими студию, так как он уже окупил себя и начал приносить прибыль. Тот же "Бэтмен против Супермена", заработавший больше, принёс профита Warner Bros где-то столько же, сколько и "Шазам", однако не забываем, что последний ещё идёт в прокате, и заработает сверху больше.

Домашние сборы (США и Канада)
Мировые сборы
Общемировые сборы
Человек из стали (2014)
1,29
1,68
2,97
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016)
1,32
2,17
3,49
Отряд самоубийц (2016)
1,86
2,41
4,27
Чудо-женщина (2017)
2,77
2,75
5,52
Лига справедливости (2017)
0,76
1,43
2,19
Аквамен (2018)
1,68
4,06
5,74
Шазам! (2019)
1,21
2,02
3,23
  • "Аквамен" (2018) – $ 1147,66 млн (бюджет – $ 200 млн)
  • "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости" (2016) – $ 873,63 млн (бюджет – $ 250 млн)
  • "Чудо-женщина" (2017) – $ 821,85 млн (бюджет – $ 149 млн)
  • "Отряд самоубийц" (2016) – $ 746,85 млн (бюджет – $ 175 млн)
  • "Человек из стали" (2014) – $ 668,05 млн (бюджет – $ 225 млн)
  • "Лига справедливости" (2017) – $ 657,92 млн (бюджет – $ 300 млн)
  • "Шазам!" (2019) – $ 322,84 млн (бюджет – $ 100 млн)

Наш ответ: "Шазам!" не провалился в прокате. Факт того, что студия Warner Bros запустила в разработку сиквел лишь подтверждает суждения редакции.

Также в завершение отметим десять иностранных рынков, принёсших наибольший доход "Шазаму" на данный момент:

  1. Китай – $ 40,34 млн (данные за 14.04)
  2. Великобритания – $ 11,65 млн (данные за 14.04)
  3. Мексика – $ 10,62 млн (данные за 14.04)
  4. Бразилия – $ 8,77 млн (данные за 14.04)
  5. Россия и страны СНГ – $ 8,46 млн (данные за 14.04)
  6. Австралия – $ 7,10 млн (данные за 14.04)
  7. Франция – $ 5,37 млн (данные за 14.04)
  8. Южная Корея – $ 4,90 млн (данные за 14.04)
  9. Индонезия – $ 4,70 млн (данные за 7.04)
  10. Италия – $ 3,37 млн (данные за 14.04)
  • Украина – $ 1,15 млн (данные за 14.04)

Обложка © New Line Cinema, DC Films, The Safran Company, Seven Bucks Productions, Mad Ghost Productions, Warner Bros. Pictures